Terra Sibiria - Земля Сибирская



   

Николай ТРОЩЕНКО

Рукосуевы. Четыре колена Моисеевых

troshchenko2009@yandex.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
РУКОСУЕВЫ в XVII веке
РУКОСУЕВЫ в XVIII веке
РОДОСЛОВНАЯ. 1646-1782 гг.
ФЕДИНА деревня на Оне-реке
ФЕДИНСКАЯ ветвь РУКОСУЕВЫХ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Фамилия Рукосуевых хорошо известна в Абанском районе. Во многих деревнях и селах
нашего района живут представители этой фамилии. Впрочем, такое же заявление могут сдать
и в Богучанском районе, и в Кежемском, и в Мотыгинском, а также в Чунском районе
Иркутской области.

Насколько мне известно, попытки создать родословное древо Рукосуевых
предпринимались уже не один раз. Правда ни одной публикации в Сети мне так и не
удалось найти. Либо попытки эти не увенчались успехом, либо создавались в усеченном
виде сугубо для собственного удовлетворения.

Сделаю такую попытку и я, понимая при этом, что в полном объёме выполнить эту работу
не удастся, уж слишком велико древо ангарских Рукосуевых.

Отдельно и детально я проведу исследование по деревне Фединой, которая стояла когда-то
на реке Оне (Бирюсе), и о её жителях – Рукосуевых.

 

О происхождении фамилии.

Приведу версии происхождения фамилии из наиболее авторитетных источников.
1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.
Рукосуй (простореч. бран.) – неуклюжий человек, ротозей.
2. Даль В.И. приводит только пословицу:
«Рукосуй – рукавицы за пазухой, а других ищет»
т.е. человек рассеянный, что перекликается с 1-й версией.

3. Версия от самих же Рукосуевых, старожилов Приангарья, потомков как раз тех
Рукосуевых, которым и посвящено моё исследование. Версия эта не может претендовать
на научность, но она отражает факты стародавней сибирской жизни и тем интересна.
Эта народная версия представлена в фундаментальном и многотомном «Словаре
говоров русских старожилов Байкальской Сибири»
этнографа Афанасьевой-Медведевой Г.В.
Пусть читателей не смущает в названии Словаря слово «Байкальской». В действительности
Галина Витальевна опрашивала старожилов не только Прибайкалья и Забайкалья, она
приезжала и в Красноярский край, побывала в Абанском районе, где также опрашивала
местных представителей сибирских старожильческих фамилий.

Итак, открываем том 4 указанного Словаря.
340 стр.
«Сени, и там маленько окошечко, оно рублено, вот баушка наша всё, вечер,
корову подоит, в чумашек молоко нальёт, и на это окошечко, на полочку туда всё
ставили, молочко, мушник, на бродяжку. Рукосуевы, оне давали, рукосуи, ну,
кто там чё попросит, оне руку совали, давали. Всякие же беглые раньше были,
варнаки, ходили по домам, вот им руки совали в окно, давали хлеб, там
чего-то, молоко. А которые – не пускать в дом (мало ли какой человек зайдёт),
дак вырубали в заборе дыру такую, полочку делали такую и на неё складывали.
Вот, что останется с ужны, положат. Придёт этот бродяга, а на бродяжечке еда.
И ворота не надо ему открывать, окно ли – он руку просунет в эту бродяжку и возьмёт.
Вот рукосуи».

(Записано в 1984 году от Евдокима Сысоевича Рукосуева (1921 г.р.), проживающего
в с. Червянка, Чунского района, Иркутской области.)

346 стр.
«Рукосуева фамилия – это как прозвишше: руку суёт, отдаёт чё-то: рукасуй.
А раньше как? Прозвишше, потом фамилия. Бродяг много было, шли по Чуне,
по Ангаре шли, с каторги которы сбегали, через деревни шли. Имям нады исть.
И люди-то кормили, туесочек там с молоком выташшут, хлеба, творог.
Кормили. А кто боялся, дак в дырочку, вот рукасуй, сунул руку, дал, дальше.
Ворота не открывали: боялись людей. Тут же замков не было, ничё не было,
никаких запоров не было. А которы дак в воротах бродяжку рубили, полочку,
дак на неё ставили, на бродяжку на эту, ну, как в воротах.
Ну, чё надо кому, рукосуй – руку суёт».

(Записано в 2001 году от Василия Антоновича Рукосуева (1936 г.р.),
проживающего в с. Бунбуй, Чунского района, Иркутской области.)

 

РУКОСУЕВЫ. XVII век

Откуда пришли Рукосуевы на Ангару?
Первоначально обращаюсь к наиболее доступному для читателей архивному
материалу: 4-й Ревизии (Переписи) податного населения Енисейского уезда
по Богучанскому присуду 1782 г.

И оказывается, что уже к концу XVIII века род Рукосуевых был весьма
многочисленным. Рукосуевы обнаружились в Пинчуге, Богучанах, Чадобской,
Иркинеевой, Заледеевой, Яркиной, Сыромолотовой, Ирбинской деревнях.
А в таких деревнях как Усть-Кодинская, Бузыканова, Малеева, Тенчет
жили одни только Рукосуевы.

В Мурской ясашной волости нашлись даже тунгусские князья* Рукосуевы,
но они имеют лишь номинальное отношение к ангарскому роду русских крестьян
Рукосуевых, хотя невозможно отрицать и отдельные браки между Рукосуевыми и
коренными жителями Приангарья. Браки такие в то время были не такая уж редкость.
Русские крестьяне, бывало, отдавали своих дочерей за новокрещённых тунгусов,
и сыновей женили на тунгусских дочерях**, принявших православную веру.

____________
*) Например:
«В Мурской волости написанной в прежнюю перепись князец Коримча Нипучин,
а по крещении Петр Рукосуев»
(ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.6 Л.1).
Также существовали тунгусские роды Смолиных, Туровых, Брюхановых, Машуковых и других хорошо
известных русских старожильческих фамилий.
**) Например:
Рукосуев Иван Гаврилов из Малеевой деревни, что на реке Чуне в 1778 году отдал свою дочь Синклитикию
за новокрещённого тунгуса (ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7 Л.521). Факты таких браков встречаются и в XIX веке.
18 апреля 1848 года крестьянин деревни Тенчетской, что стояла на Оне-реке, Рукосуев Калина Дмитриев
отдал свою дочь Анну за ясашного тунгуса Скурихина Ивана Михайлова (ГАКК Ф.770 Оп.1 Д.1 Л.166).
А 8 января 1864 года чуноярский крестьянин Брюханов Ермак Андреев женил своего сына Степана на
тунгусской девушке Анастасии (ГАКК Ф.770 Оп.1 Д.2 Л.176об.).
 

После изучения 4-й Переписи 1782 года, очевидно стало, что первого Рукосуева,
прародителя всех ангарских Рукосуевых надо искать значительно раньше.
Самое раннее упоминание Рукосуевых нашлось в книге Копылов А.Н. "Русские на Енисее в XVII веке",
изданной в Новосибирске в 1965 году (издание Академии наук СССР).
На стр.78 этой книге упоминаются Рукосуев Архип Фёдорович и его сын Моисей.
Фрагмент:
«… Терентий Тихонов Тюлько <…> Близ Казачьего луга у него [Терентия] было 45 десятин земли под
пашню. Этой землей он [Терентий] владел индивидуально по данной* 1646 года Архипа Федорова Рукосуева,
перешедшей к нему от сына последнего Моисея Архипова, с которого Т.Т. Тюлько снял тягло** в 1652 г.».

Уже после публикации я нашёл и собственно архивный документ, на который ссылался в своей книге
Алексей Николаевич Копылов. Читатели могут самостоятельно сравнить и убедиться, что историк хотя и
пересказал его своими словами, но фактов не исказил.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.942 лл.78-78об.
«На Казачье лугу на погосте***<…>
во дворе крестьянин Тренка Тихонов сын Тюлко, у него детей <…>
и во РКси м году [160/1652] по челобитью ево снял он Тренка с пашенного
крестьянина с Моски Архипова десятинную великих государей пашню и ныне пашет <…>
а владеет он Тренка тою землею по даной Архипка Федорова Рукосуева а даная писана во РНД м году» [154/1646]

____________
*) Подразумевается «данная Крепость». В документах XVII века писали сокращённо «даная»,
иногда добавляя год выдачи Крепости. Крепость - официальный документ, подтверждающий
право на владение какой-либо собственностью.
**) Тягло (от слова тягость) – совокупность денежных и натуральных повинностей хозяина крестьянского двора.
***) Погост – в те далекие времена слово имело более широкое значение, а именно
Большой Российский энциклопедический словарь: погост — первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси.
Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем.
 

Итак, мы имеем следующее.
В деревне Казачий луг, что стояла на Енисее (совр. село Казачинское) по крайней мере,
уже в 1646 году жили и пахали государеву пашню Рукосуев Архип Фёдорович с сыном Моисеем.
К 1652 году право владения землей, которой согласно документу «Данная» владел Архип Фёдорович,
перешло к его сыну. И в 1652 году Моисей Архипович передает это право Терентию Тюльке со всеми
тягловыми обязательствами перед государством в лице «Государя, Царя и Великого Князя всея Руси».

 

Продолжим знакомиться с документами Российского Государственного архива Древних Актов (РГАДА).
Фонд 214. «Сибирский приказ».

Ф.214 Оп.1 Д.494
(л.80)
«РОД го году (174/1666) Книги имянные великого гсдря цря и великого кнзя Алексея Михайловича
всеа Великия и Малыя и Белыя Росиi <…> Енисейсково острогу пашенным крстьяном <…>
(л.105об.)
дрвня вверху по Тунгуске на Рыбной а в ней пашенные крстьяне <…>
(л.106)
Моска Архипов пахал пол десятины
и в прошлом во РОГ м году [173/1665] умер
а в ево место пашет сын ево Федка Мосеев»


Ф.214 Оп.1 Д.527
(л.113)
«РОЗ го году [177/1669]*** Книги имянные великого гсдря цря и великого кнзя Алексея Михайловича <…>
Енисейского острогу пашенным крстьяном <…>
дрвня вверху по Тынгуске* на Рыбной а в ней пашенные крстьяне
(л.140об.) <…> Федка Мокеев** сын Рукосуев пашет пол десятины»

Из этих документов мы узнаем что:
1. Рукосуевы переселились с Енисея на Ангару, на Рыбную речку, где стоял Рыбинский острог.
2. Рукосуев Моисей Архипович, прародитель всех ангарских Рукосуевых, умер в 1665 году.

_____________
*) Тынгуска, Тунгуска – так именовалась в XVII веке река Ангарав среднем и нижнем её течении.
**) Мокеев – не вызывает сомнения, что здесь писец ошибся в одну букву, записав Фёдора Моисеевича – Мокеевичем (Мосеев – Мокеев).
В последующих периодах в документах Фёдор, как и его братья, неизменно пишутся Моисеевичами, что указывает на очевидную описку писца.
***) На сайте РГАДА, в описях, документ ошибочно датирован 1671 годом:
«4. 179 года Книги имянные Енисейскаго острога пашенным крестьянам.»
Но тексте документа указано однозначно «РОЗ го году…», т.е. 177-го года, что соответствует 1669 году от Р.Х.

Продолжаем.
Ф.214 Оп.1 Д.580
Книга 7181 года о количестве пашенной крестьянами земли и о сборе с них
оброчнаго хлеба по городу Енисейску и уезду (Дозорная книга 1673 г.).
«Енисейского присуду вверх по Тунгуске (л.169) реке Рыбенского острогу пашенные крстьяне <…>
(л.176об.)
Федка Моисеев сын Рукосуев з братьями с Ывашком с Офонкою с Миткою …»

Итак, у Фёдора Моисеевича были братья: Иван, Афанасий, Дмитрий, отсюда и 4-е колена Моисеевых.

 

Следующий документ.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.817 Крестоприводная* книга 1682 года.
«октября в КS [26] де[нь] в Рыбенском острожке целовали крест великим государем пашенные крестьяне
[л.80об.]
Ивашко да Афонка да Митка да Федка Мойсеевы»

Несмотря на отсутствие фамильного прозвания у братьев, здесь набор имен и место проживания,
Рыбинский острог, прямо указывают, что «крест целовали»* братья Рукосуевы – Моисеевичи.

В этой же Книге, в том же Рыбинском остроге в категории «гулящих людей»** на л.81об. записан
ещё один Рукосуев – Филка (Филипп).

______________
*) Крестоприводная книга – подданных «приводили к кресту», целованию креста в церкви,
что являлось верноподданнической клятвой новому царю. В данном случае давали присягу вновь
венчаным на царство Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу Романовым.
**) Гулящие – категория сибирских первожителей, не имевших ни определённого занятия,
ни постоянного места жительства, нанимавшихся в работники, как правило, на один сезон,
и по окончании срока найма, уходивших или к другому хозяину, или вообще в другую местность.
Свободный человек, образно говоря – перекати-поле. Термин «гулящий» красноречиво
говорит сам за себя, тем не менее, оброк платили и они.
 

Документ 1687 года.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.942. Книга монастырских, служилых, крестьянских
и посадских дворов Енисейского уезда.
«вверх по Тынгуске реке в Рыбенской волости
дрвня словет Панова а в ней во дворех живут пашенные крестьяне
[л.126об.]
во дворе крестьянин Федка Мосеев сын Рукосуев
сказался он родом города Енисейска
отец де ево был в Енисейску в пашне
а он Федка после отца своево ныне пашет
десятинной великих гсдрей пашни четь десятины
<…>
[л.129]
дрвня пониж Пановской дрвни словет Мосеевская
а в ней во дворех живут пашенные кртьяне
во дворе крестьянин Ивашко Мосеев сын Рукосуев
у него братья родные брат Офонка холост дватцати пяти лет
брат Мишка* женат
у Ивашка сын Парфенко шти лет
сказался он [Ивашко] родом города Енисейска
отец де ево в Енисейску был в пашне
а он Ивашка после отца своево пашет з братьями своими
десятинной великих гсдрей пашни десятину…»

Здесь деревни Пановская и Мосеевская (Моисеевская) ведомства Рыбинского острога.
По факту этого документа Фёдор Моисеевич обособился от братьев, живет отдельно.

____________
*) Мишка – описка писца (Митка – Мишка), в предыдущих документах один из братьев Рукосуевых – Митка,
а в последующих документах он Дмитрий, что однозначно указывает на ошибку в этом документе.
 

В этом деле, 942-м, в той же деревне Пановой, Рыбинского острога записан уже
упомянутый в Крестоприводной книге Филипп Рукосуев (Филка).
[лл.126-126об.]
«во дворе крестьянин Филка Иванов Рукосуев
сказался он родом города Енисейска
отец де ево в Енисейску был в пашне
а он Филка жил в гулящих и платил в казну
великих гсдрей в таможенную избу оброк
и в прошлом во РЧВ м году [192/1684]
по челобитью своему поверстан в пашню
и пашет десятинной великих гсдрей пашни пол десятины…»

Филипп Иванович, как следует из текста, бросил свое «гулящее бродяжничество»
и записан (повёрстан) был в пашенные (государевы) крестьяне. Нет сомнения, что
он родственник братьям Моисеевичам, но какова степень этого родства на данный
момент сказать сложно.

Завершает XVII век коротенький документ.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089. Крестьянская книга 1695 года.
[лл.114об.-115]
«дрвня Рыбенская, а в ней пашенные крестьяне
Фетка Мосеев сын Рукосуев…
Ивашко Мосеев сын Рукосуев…
Микитка* Мосеев сын Рукосуев…
Филка Иванов Рукосуев…»

____________
*) Не везёт Дмитрию Моисеевичу, опять писец перепутал, записав его Микиткою, то есть Никитою.
Но никакого Никиты ни в ранних, ни в поздних документах среди Рукосуевых не находится.
В архивных документах, как мы видим, описки не так уж редки, и только благодаря обзору
и сопоставлению ряда документов, можно выявить ошибки и описки писцов и не впасть в заблуждение.

По факту этого документа 1695 года явствует, что уже младший, Дмитрий Моисеевич,
отделился в самостоятельное хозяйство. В документе не упомянут Афанасий Моисеевич,
т.к. в данной книге записывались владельцы дворов, а Афанасий очевидно жил ещё
в этом году в семье брата Ивана, т.е. не являлся самостоятельным хозяином.

Ещё одно пояснение. Внимательные читатели, не сомневаюсь, обратили внимание на
разночтение по местам жительства Рукосуевых.

Вот эти разночтения.
1-е. Первые Рукосуевы Архип Фёдорович с сыном Моисеем жили на Казачьем лугу,
а Иван Моисеевич в 1687 году вспоминает, что отец его жил в Енисейске.
2-е. В 1665-1682 братья Рукосуева записаны в Рыбинском остроге, а в 1687 году
они конкретно записаны, Фёдор в Пановской деревне, а Иван в Мосеевской.
Полагаю, что деревни эти стояли неподалеку друг от друга, и вряд ли на
значительном расстоянии от Рыбинского острога.
В 1695 году они все в Рыбинской деревне (очевидно речь идёт о селении за острожными стенами).

В первом случае нельзя исключать перехода Рукосуевых с Казачьего луга в
Енисейск или в Енисейские подгородные деревни в период 1652-1665 гг., после
чего уже Рукосуевы «двинулись» на Ангару.
Но скорее всего фраза «отец де ево в Енисейску был в пашне» была стандартной,
т.к. встречается в документах довольно часто, и означала она не собственно город Енисейск,
а Енисейский уезд вообще.

По второму случаю тоже есть объяснение. Дело в том, что остроги были очень
малы по площади. Там едва хватало места для Приказной избы, церкви, амбаров
для хранения зерна, соли, военных припасов. По этой причине ни крестьяне,
ни посадские в самом остроге постоянно не жили.
Жили они или в слободах, или в ближних и дальних деревнях. Даже жилые усадьбы
для приказчика и дом священника часто располагались за острожными стенами.
В острог же люд перебирались только в случае нападения, как тогда писали «воинских людей»,
то есть враждебных местных и пришлых из южносибирских степей племён.

Вот как описывает Рыбинский острог Миллер Г.Ф. в 1735 году:
«В остроге имеется церковь Нерукотвореннаго Образа Господня и два амбара.
Дом приказчика [глава местной власти прим.Н.Трощенко] и 10 дворов жителей находятся вне острога».

Писцы часто не удосуживались конкретизировать место жительства того и или иного человека.
Писали обще – Рыбинский острог, или, к примеру, Тасеевский острог, подразумевая под этим не
собственно острог, а ту или иную деревню на подведомственной территории указанного острога.
В документе же 1687 года уточнено местожительство Рукосуевых, вероятно потому, что было на то
указание «сверху». Как правило, такое указание присутствовало в самом царском указе по поводу
той или иной описи/переписи, ослушаться которого, воевода не мог, как и тот, кто занимался
непосредственно переписью на местах.

 

Итак, корни и первые ростки родового древа Рукосуевых установлены!
Это
Рукосуев Архип Фёдорович и сын его Моисей,
сыновья Моисея по старшинству:
1. Фёдор
2. Иван, у него сын Парфён
3. Афанасий
4. Дмитрий

 

РУКОСУЕВЫ. XVIII век

Следующую остановку нашей Машины времени мы осуществим в 1702 году.
Ф.214 Оп.1 Д.1357. Крестьянская книга Енисейского уезда 1702 года.
(л.152)
"Федор Мосеев сын Рукосуев пашет пол десятины
а по справке с умолотными книгами #АПсиВ го году [1702] в прошлых
годех он Федор из Рыбенской дрвни переехав пашню пашет в Чадобской дрвне"

На основе этого документа братьев Рукосуевых мы будем уже искать в деревне Чадобской,
расположенной от Рыбинского острога порядка километров на 300 выше по Ангаре,
в устье реки Чадобец (совр. Кежемский район).

А о Филиппе Ивановиче Рукосуеве в 1702 году есть следующая запись (Ф.214 Оп.1 Д.1357 л.152об.)
«дрвня Рыбенская …
Филип Рукосуев пашет пол десятины …
а в имянных прибавочных книгах написан пасынок ево Филипов Алексей Федоров
и прибавлено на него Алексея четь десятины»

Теперь можно уверенно предположить, что у Филиппа Рукосуева наследников мужского пола
не имелось, и к 1702 году он свое тягло передал пасынку своему Алексею.


Ф.214 Оп.1 Д.1562 Крестьянская книга 1712 года.
(л.39)
деревня Чадобская
«Иван Моисеев сын Рукосуев пашет…
Дмитрей Моисеев сын Рукосуев пашет…
Афонасей Моисеев сын Рукосуев пашет…
Василей Федоров сын Рукосуев пашет…»

Отсюда можно сделать следующие выводы.
Отсутствует старший брат Фёдор, но в списке есть Василий Фёдорович, очевидно же это его сын,
взявший на себя отцовское тягло. Фёдор Моисеевич или стар и немощен, или покинул уже мир земной.
Лет к этому году должно бы быть ему около 70-ти, а то и больше.
По какой причине братья Рукосуевы переселились* в промежутке 1695-1702 годов на новые земли
неизвестно, но для моего исследования причина эта не так уж существенна.

_____________
*) Одной из причин переселения могло быть истощение пахотной земли на прежнем месте,
где братья Рукосуевы прожили, как минимум, 30 лет.
Проблема выпашки земли и растущего населения преследовала приангарских крестьян
и в последующих веках, вынуждая их к переселению.
Так в 6-й Ревизии 1816 года по Богучанской волости встречается следующая запись:
«... оной Брюханов [Сергей Федоров] с семейством своим
по малоимению в оной деревни [Ирбинская] хлебопахотных и сенокосных земель
переселился самовольно с давных лет в деревню в Тахтамайскую где и записан».
(ГАКК Ф.816 Оп.1 Д.2 Л.95об.)
 

26 ноября 1718 года царь Пётр I издает указ
«Об учинении общей переписи людей податного состояния, о подаче ревизских сказок».
В Енисейском уезде Перепись стартовала в 1719 году.
И нас будет интересовать деревня Чадобская, а в ней братья Рукосуевы.
Поиск по моей Базе данных быстро выдает результаты.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614 лл.476-477об.
«Чадобской дрвни з дворами
Иван Мосеев сын Рукосуев семдесят трех
у него сын Парфен сорока двух
у Парфена детей Яков тринатцети Семен десети Андрей пяти Василей четырех лет
у него племянник Семен Андреев четырнацети лет да племянник Федор двенатцети лет
<…>
Афонасей Мосеев сын Рукосуев штидесят пяти лет
у него детей Ерасим двацети трех Дмитрей осмьнацети Иосиф десети лет Стефан шти лет
у Ерасима сын Андрей трех лет
Афонасья Рукосуева внучат Иван пяти лет
<…>
Дмитрей Мосеев сын Рукосуев шестьдесят двух лет
у него детей Григорей двацети семи Семен осьмнацети Гаврило двенацети лет
<…>
Василей Федоров сын Рукосуев пятьдесят двух лет
у него детей Данило двацети двух Семен двацети Петр четырнацети
<…>
Иосиф Федоров сын Рукосуев сорока трех
у него детей Тимофей двацети Стефан семнацети Иван двенацети Алексей семи лет»

Здесь мы видим, что род Рукосуевых представляли уже пять семей: братьев Ивана, Афанасия
и Дмитрия Моисеевичей и их племянников: Василия и Иосифа, детей Фёдора Моисеевича.

Далее предстояла нелёгкая аналитическая работа, сопоставить имена и возрасты Рукосуевых
из 1-й Ревизии 1719 с многочисленными Рукосуевыми упомянутыми в 4-й Ревизии 1782 года.
Временной промежуток довольно таки велик! Других источников, кроме
«Книги выбылых между 1-й и 2-й Ревизиями», составленной в 1748 году, на данный момент нет.

Информации в этой Книге мало, но для полноты картины я её приведу.
РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.957 лл.107об.-108.
Чадобской деревни крестьяне [умершие в период между 1719-1748 гг.]
Иван Моисеев сын Рукосуев;
Семён Парфёнов [Рукосуев, внук Ивана Моисеевича], и его братья Андрей, Василий [Парфёновичи];
Афанасий Моисеев сын Рукосуев, и его сын Герасим;
Алексей [Иосифович, внук Фёдора Моисеевича] Рукосуев;
Фёдор Андреев [Рукосуев, внук Ивана Моисеевича].

 

В результате анализа и сопоставления всех имеющихся архивных
документов удалось воссоздать родословную Рукосуевых до 1782 года.
Представляю читателям родословное древо ангарского рода Рукосуевых.

РОДОСЛОВНАЯ. 4-е колена Моисеевых

Рукосуев Архип Фёдоров
Моисей (?-1665)
Фёдор (?)Иван (1646)Афанасий (1654)Дмитрий (1657)



Роспись колен представлена списком, так называемой Лествичной системы (Лестницы поколений).
Структура построения Лествичного списка следующая:
сначала записываются по старшинству дети родоначальника, в следующем
поколении сначала записываются по возрасту все дети старшего сына,
потом дети второго сына, потом третьего сына и т.д. во всех последующих
коленах/поколениях.

В Росписи Рукосуевых представлены кроме заглавных персон колен –
Фёдора (1-е колено), Ивана (2-е), Афанасия (3-е), Дмитрия (4-е) Моисеевичей,
также их дети, внуки и правнуки по 1782 год включительно.

1-е КОЛЕНО

№ п.п.Имя Отчество (даты жизни)№ отцажена
1Фёдор Моисеев (даты не установлены)
дети Фёдора Моисеевича
2Василий Фёдоров (1667)1
3Иосиф Фёдоров (1676)1
внуки Фёдора Моисеевича
4Даниил Васильев (1697-1766)2Каверзина Евдокия Иванова (1702) из Богучанской д.
5 Семён Васильев (1699)2
6 Пётр Васильев (1705-1771) 22-я жена Башкурова Ирина Алексеева (1732) из Казачинского присуда
7 Тимофей Иосифов* (1699)3Безпятых Мария Дмитриева (1702)
8 Степан Иосифов* (1702-1771)3 Медведева Соломония Устинова (1704-1774)
9 Иван Иосифов* (1707-1773)3 Дуракова Елена Степанова (1709-1777)
10 Алексей Иосифов* (1712-ум.между 1719-1748)3
*) Место проживания. В 1770 году Иосифовичи жили в деревне Яркинской на реке Чадобец, откуда семьи Тимофея, Степана и Ивана Иосифовичей были переведены на жительство в ведомство Рыбинского острога. Как я уже писал в начале, эта фраза не означает, что семья переселилась непосредственно в Рыбинский острог. Тем более, что по разделу Рыбинского острога в 4-й Переписи 1782 года Тимофей Иосифович и дети Степана и Ивана записаны в деревне Бузыкановой, кроме Ивана Степановича (№27), семья которого проживала в д.Пашенной, того же ведомства Рыбинского острога.
правнуки Фёдора Моисеевича
11 Илья Данилов (1728)4
12 Тимофей Данилов (1736-1779)4
13 Пётр Данилов (1737) 4
14 Василий Данилов (1749) 4
15 Василий Семёнов* (1730) 5 Климина Мария Максимова (1724) из Климиной д.
16 Емельян Семёнов* (1732) 5 Брюханова Прасковья Васильева (1733) из Пинчуги
17 Фёдор Семёнов* (1737) 5 Кузнецова Палагея Афонасьева (1737) из Бидейской д.
18 Яков Семёнов** (1746) 5 Рукосуева Екатерина Алексеева (1752) из Богучанской д.
*) место проживания на 1782 год – деревня Бузыканова на р. Муре
**) место проживания на 1782 год – деревня Бузыканова на р. Оне
19 Иван Петров* (1728) 6Толстых Матрёна Потапова (1726), дочь казака из Илимского уезда
20 Степан Петров* (1745) ст. 6Шиткина Пелагея Фёдорова (1745) из Шиткиной д.
21 Фёдор Петров* (1752) 6Каверзина Евдокия Евсеева (1752) из Покатеи
22 Сила Петров* (1756) 6Домошонкина Анастасия Степанова (1757) из Бирюсинской д.
23 Тимофей Петров* (1759) 6Кондратьева Марфа Иванова (1763) из Кондратьевой д.
24 Степан Петров* (1765) мл. 6
25 Пётр Петров* (1770) 6
*) место проживания на 1782 год – деревня Бузыканова на р. Оне
26 Марк Тимофеев* (1735) 7 Акулина Ефремова (1735) из Троицкого Усолья
*) место проживания на 1782 год д. Бузыканова
27 Иван Степанов* (1741) 8 Буторина Дарья Тимофеева (1741)
28 Семён Степанов** (1749)8 Шибенникова Марфа Григорьева (1749) из Троицкого Усолья
*) место проживания на 1782 год д. Пашенная
**) место проживания на 1782 год д. Бузыканова
29 Арефий* Иванов** (1743) 9 Тетерина Наталья Степанова (1743)
*) разночтение в документах по имени, другой вариант – Ерофей.
**) место проживания на 1782 год д. Бузыканова.
Потомки Арефия Ивановича по данным 9-й Ревизии 1850 года будут жить в д. Ашпатской, Устьянской волости, Канского уезда.



2-е КОЛЕНО

№ п.п.Имя Отчество (даты жизни)№ отцажена
1Иван Моисеев (1646-не ранее 1719)
дети Ивана Моисеевича
2Парфён Иванов (1681)1
3Андрей Иванов (~1685-ум.между 1707-1719)1
внуки Ивана Моисеевича
4Яков Парфёнов (1706)2
5 Семён Парфёнов (1710-ум.между 1722-1748)2
6 Андрей Парфёнов (1714-ум.между 1722-1748)2
7 Василий Парфёнов (1715-ум.между 1722-174822-я жена Башкурова Ирина Алексеева (1732) из Казачинского присуда
8 Фёдор Парфёнов (1717-1770)2Кулакова Евдокия Савельева (1715) из Чадобской д.
9 Василий Парфёнов (1727)2
10 Семён Андреев (1705-1767)3Рукосуева Меланья Ильина* (1707) из Ярковской д.
11 Фёдор Андреев (1707-ум.между 1722-1748)3
*) в этот период у Рукосуевых мужчин по имени Илья не было, возможно ошибка писца
правнуки Ивана Моисеевича
12 Яков Фёдоров* (1748)8
13 Иван Фёдоров* (1753)8
14 Митрофан Фёдоров** (1755)8
15 Григорий Фёдоров* (1758-1779)8
16 Семён Фёдоров* (1760-1779) 8
17 Илья Фёдоров* (1762)8
*) место проживания на 1782 год – Усть-Кодинская деревня;
**) на службе в Русской армии
18 Яков Васильев* (1759)9
*) место проживания на 1782 год – Усть-Кодинская деревня
19 Иван Семёнов* (1736)101-я жена Рукосуева Анна Иванова (1738-1778) из Малеевой д.
2-я жена Степанида Степанова (1760) из Бельской д.
20 Пётр Семёнов* (1741)10Толстых Анна Прокопьева (1747) из Проспихиной д.
21 Никита Семёнов* (1748)10Рукосуева Екатерина Фёдорова (1746) из Ирбинской д.
*) место проживания на 1782 год – Пинчуга



3-е КОЛЕНО

№ п.п.Имя Отчество (даты жизни)№ отцажена
1Афанасий Моисеев (1654-ум.между 1722-1748)
дети Афанасия Моисеевича
2… Афанасьев (имя и годы жизни неизвестны)1
3Герасим Афанасьев (1696-ум.между 1729-1748)1
4Дмитрий Афанасьев (1701)12-я жена Брюханова Татьяна Георгиева (1732) из д. Климиной
5Иосиф Афанасьев (1709-1767)1Неплюева Анна Сергеева (1732) из д. Сыромолотовой
6Степан Афанасьев (1713-1770)1Баженова Евдокия Миронова (1722-1778) из д. Кулаковой
7Михаил Афанасьев (1716)1Пашутина Пелагея Семёнова (1722) из д. Заимка
внуки Афанасия Моисеевича
8Иван (1714, упоминается только в Книге 1-й Ревизии 1719 г.)2
9 Андрей Герасимов (1716-1781)3
10 Афанасий Герасимов (1729-1765)3 Дербина Прасковья Савельева (1732)
11 Иван Дмитриев* (1729)4 2-я жена Попова Феодосия Григорьева (1747)
12 Семён Дмитриев** (1768)4
13 Лаврентий Дмитриев** (1770)4
*) рождён в 1-м браке; место проживания на 1782 год деревня д. Сыромолотова
**) рождён во 2-м браке; место проживания на 1782 год – д. Чадобец
14 Яков Иосифов* (1748)5
15 Филипп Иосифов** (1751)5 Рукосуева Ирина Кондратьева (1759)
16 Фёдор Иосифов** (1764)5
*) на службе в Русской армии;
**) место проживания на 1782 год деревня Яркина
17 Фёдор Степанов* (1751)6 Татарина Аграфена Яковлева (1746) из Ковинской д., Илимского уезда
18 Ермолай Степанов* (1752)6 Кулакова Степанида Алексеева (1752) из Заледеевой д.
19 Иван Степанов* (1759)6 Сосновских Степанида Алексеева (1758), из деревни Соснового острова, Кашиношиверской вотчины.
*) место проживания на 1782 год деревня Яркина
20 Никита Михайлов* (1747) 7 Кулакова Аграфена Андреева (1750) из Чадобской д.
21 Сидор Михайлов* (1753)7 Брюханова Дарья Иванова (1757) из Бидейской д.
22 Родион Михайлов* (1756)7 Брюханова Елена Никитина (1754) из Климиной д.
23 Панкрат Михайлов* (1758)7 Каверзина Ирина Васильева (1756) из д. Заимка
24 Афанасий Михайлов* (1759) 7
*) место проживания на 1782 год деревня Яркина
правнуки Афанасия Моисеевича
Примечание. Все ниже писаные правнуки Афанасия Моисеевича жили на 1782 год в деревни Яркиной, кроме * отмеченных
25 Андрей Афанасьев (1756) 10
26 Сергей Афанасьев (1764) 10
27 Василий Иванов* (1755) 11
28 Емельян Иванов* (1775) 11
29 Леонтий Иванов* (1777) 11
*) место проживания на 1782 год д. Сыромолотова
30 Михаил Фёдоров (1768) 17
31 Пётр Фёдоров (1769) 17
32 Ефим Фёдоров (1771) 17
33 Иван Фёдоров (1775) 17
34 Сергей Ермолаев (1773) 18
35 Яков Ермолаев (1777) 18
36 Перфилий Иванов (1777) 19
37 Нефед Иванов (1781)19
38 Павел Никитин (1771)20
39 Никифор Никитин (1773) 20
40 Евдоким Сидоров (1776) 21
41 Илья Родионов (1779) 22



. .

4-е КОЛЕНО

№ п.п.Имя Отчество (даты жизни)№ отцажена
1Дмитрий Моисеев (1657)
дети Дмитрия Моисеевича
2 Григорий Дмитриев (1692)1
3 Семён Дмитриев (1701-1778)1Смолина Матрёна Тимофеева (1712-1774) из Иркинеевой деревни
4Гавриил Дмитриев (1701)1
внуки Дмитрия Моисеевича
5 Иван Григорьев (1723-1770)2Рожкова Пелагея Васильева (1732) вотчины Кашиношиверского монастыря
6 Василий Григорьев ст. (1728-1781)2 Соколова Анастасия Яковлева (1732) из Соколовой деревни
7 Василий Григорьев мл. (1731-1781)2 Брюханова Анисья Давыдова (1729) из Пашутиной деревни
8 Фёдор Семёнов (1731-ум.между 1782-1789)3 Рожкова Евдокия Филиппова* (1742) вотчины Кашиношиверского монастыря
9 Иван Семёнов (1735-1766)3 Брюханова Пелагея Тимофеева (1732-1777) родом из Карабулы
*) или Фёдорова, разночтение в документах
10 Иван Гаврилов* (1730)4 Ирина Тимофеева (1732)
11 Пётр Гаврилов* (1740-15.03.1789)4 Рожкова Дарья Петрова (1742) из д.Червянка
12 Андрей Гаврилов** (1741)4 Каверзина Лукерья Игнатьева (1745) из Ярковской д.
13 Степан Гаврилов* (1744)4 Михалёва Устинья Перфильева (1739) из Михалёвой деревни
14 Дмитрий Гаврилов* (1745)4 Кондратьева Ульяна Иванова (1746) из Кондратьевой деревни
*) записаны на 1782 год по деревне Малеевой на р.Чуне;
**) Андрей Гаврилович на 1782 год записан в деревне Балтуриной на р.Чуне.
В документах нет указания, что он сын Гавриила Дмитриевича (№4), но вероятность этого практически полная.
правнуки Дмитрия Моисеевича
Примечание. Все ниже писаные правнуки Дмитрия Моисеевича записаны в 1782 году в д. Малеевой, кроме * отмеченные
15 Антипа Иванов (1744)5 Мутовина Евдокия Никитина (1749) из Лапиной д.
16 Дмитрий Иванов (1748)5 Коковина Степанида Яковлева (1760) из Ковинской д.
17 Иван Иванов* (1757)51-я жена Смолина Дарья Петрова (1733-1780) из Богучанской д.;
2-я жена Агафья Агафонова (1759)
18 Семён Иванов* (1761)5
*) место проживания на 1782 год – деревня Тенчет на Оне-реке
19 Афанасий Васильев* (1852) 6
20 Макар Васильев** (1760-1782)6Рукосуева Ксения Евсеева (~1756) из Иркинеевой д.
21 Карп Васильев** (1762) 6
*) с 1770 года на службе в Русской армии;
**) место проживания на 1782 год – деревня Тенчет на Оне-реке
22Яков Васильев* (1756) 7 Скурихина Мавра Степанова (1759) из Иркинеевой
23Климент Васильев* (1757) 7 Толстых Мария Никифорова (1760) из Пинчуги
24Василий Васильев* (1772)7
*) место проживания на 1782 год – деревня Ярковская на р. Чуне (совр. с.Чунояр)
25 Потап Фёдоров (1768-ум.между 1811-1816)8
26 Порфирий Фёдоров (1769) 8
27 Вавил Фёдоров (1775)8
28 Николай Фёдоров (1778-15.05.1850) 8
29 Антипа Иванов (1751) 9 Рукосуева Ирина Степанова (1763) из Иркинеевой д.
30 Агей Иванов (1757) 9 Каверзина Агафья Никитина (1760) из Проспихиной д.
31 Корнил Иванов (1758)9
32 Иван Иванов (1765) 9
33 Даниил Иванов (1768-1850) 9
34 Василий Петров (1770) 11
35 Емельян Петров (1782-20.03.1789) 11
36 Алексей Андреев (1765) 12
37 Конон Андреев (1767) 12
38 Илья Андреев (1769) 12
39 Иосиф Андреев (1776) 12
40 Даниил Степанов (1764) 13
41 Василий Дмитриев ст. (1772-1841) 14
42 Василий Дмитриев мл. (1776-1836) 14



Для желающих продолжить родословные линии колен Моисеевых от 1782 года в последующие
периоды, есть возможность при наличии желания и упорства это сделать самостоятельно.
На сайте Государственного архива Красноярского края (ГАКК) в режиме онлайн доступны
следующие материалы для исследования:
1. Ф.909 Оп.1 Д.7. Книга 4-й Ревизии 1782 года по Енисейскому уезду.
2. Ф.819 Оп.1 ДД.4-184. Метрические книги и Исповедальные росписи церквей
Енисейского уезда начиная с 1780 года.
3. Ф.770 МК Чунской ПетроПавловской церкви 1845-1871 гг.
4. Ф.160 Оп.3 ДД.393, 557. Книги 9-й (1850 г.) и 10-й (1857 г.) Ревизий по
Пинчугской волости Енисейского уезда.
5. Ф.439 Оп.1 Д.123. Пинчугское волостное правление (1874 год).
6. Ф. Р-2453. МК церквей Енисейского и Канского уездов начала XX века.
И другие материалы.
Да поможет вам Бог! Удачи и успехов в поиске!

ФЕДИНА деревня на Оне-реке

В Абанском районе, на берегу реки Бирюсы, на месте, где стояла Федина деревня,
ныне стоит памятный знак с надписью:
«Деревня Фединская Енисейской губернии Пинчугской волости
основана в 1716 году братьями Рукосуевыми…»

Дату основания фединцы взяли из статьи газеты «Правда» от 31 октября 1966 года.
Мне удалось найти в Сети этот №304 «Правды», где на последней странице размещена
статья «Бирюса – река таежная». Её авторы красноярский писатель Михаил Перевозчиков
и корреспондент Л. Щипко проехали от Хандальска до Фединой, и по результатам этой
поездки написали указанную выше статью.
Привожу фрагмент этой заметки.

«В пути мы часто встречали фамилию Рукосуев.
Кто они – однофамильцы или родственники?
И вот что оказалось.

В давнюю пору беглые каторжане пробирались к Ангаре,
где были селения. Появлялся беглец у сельчан, кормился обычно милостыней.
Таких людей называли «рукосуями» – из дома в дом ходили с протянутой рукой…
В давние времена один из «рукосуев» обосновался на Ангаре. Он скрывал
настоящую фамилию, так к нему и прилипла кличка «Рукосуев».


Сохранила история и такие сведения. В 1776 году
на имя енисейского воеводы поступила челобитная от ясачных братьев Фёдора и
Нефеда Рукосуевых. Они просили разрешения обосноваться на Бирюсе, где заливные
луга, нетронутая тайга и богатые земли. С того года и ведется летоисчисление
деревни Федино. А Федино потому, что старшим был Фёдор».

Первая версия, без привязки к местности и времени явно записана со слов
самих же Рукосуевых. Из чего явствует, что фединцы и сами не знали на тот
момент ни о своем происхождении, ни о времени прихода на Ангару их предков,
ни о путях дальнейшего расселении по Приангарью.
Во второй версии угадывается вольный пересказ некоего архивного документа.
И у меня есть сильные сомнения, что документ был точно прочитан, правильно
понят и верно интерпретирован. Но нет никаких сомнений, что он был переработан
для газетной статьи для лучшей читабельности и привлекательности.
Что в этой газетной статье факт, а что товарищи писатели-журналисты
домыслили вольно или невольно, сейчас не разберёшься, пока не найдётся
реальный архивный документ.

У меня есть документ 1781 года об основании другой деревни – Почетской (совр.д.Бирюса)
на той же самой Оне-реке.
С текстом этого документа можно познакомиться в моём очерке Загадка архивного манускрипта
С ним я и буду соотносить то, что написано в газетной заметке.

Итак:
Верно ли прочитан год? В начале XVIII века в документах Енисейского уезда
даты писались ещё славянской буквенной нумерацией, т.е. буквами.
Год 1716-й записывался так: #А(аз)Ѱ(пси)S(зело)I(и).
По незнанию или неопытности легко ошибиться. Но скорее всего документ был датирован
значительно позже, и невнятно прописанную третью цифру (десятки)
читатели-писатели приняли за цифру 1, а в действительности это 7, и тогда получается
прошение было подано в Енисейскую провинциальную канцелярию в 1776 году,
что более соответствует исторической реальности.

«Бирюса».
Гидроним «Бирюса» в документах по Енисейскому уезду и на картах 17-18 веков
не встречается. Только «Она». А вот верховье реки, находившееся территориально
за пределами Енисейского уезда, носило название "Бирюса".

«ясачные братья»
А с чего это вдруг Рукосуевы стали ясашными, т.е. платящими подати пушниной?
Как я уже документально установил, Рукосуевы с 1646 года неизменно государевы
пашенные крестьяне!
В документе об основании Почетской деревни на Оне-реке, действительно
присутствует слово «ясашный». Но слово это относится не к русским крестьянам,
подавшим прошение, а к тунгусам. А причём здесь тунгусы? А вот причём!
Чунская ясашная волость располагалась в междуречье Чуны и Оны. Здесь кочевало
несколько тунгусских родов. Царскими указами русским крестьянам категорически
запрещалось самовольно захватывать и селиться на землях коренных народов.
Единичные попытки такие правда случались на Ангаре, но они жестко пресекались
уездной властью. И таким образом тем, кто хотел поселиться на новых землях,
требовалось получить согласие на то тунгусского рода. Так вот, это согласие,
закрепленное тамгами чунских тунгусских родов и присутствует в документе.
(Тамга – клеймо, родовой знак, что-то вроде печати у тунгусов и др. народов).
«Чтецы» документа об образовании предположительно Фединской деревни вероятно
не поняли к кому, или чему относилось прилагательное «ясашный» и «прилепили»
его к Рукосуевым.

Непонятно на основании чего авторы статьи решили, что речь в документе идёт
о Фединой деревне? Может потому, что там упомянута фамилия Рукосуев?
Так Рукосуевы не только Федину основали. Например, они основали деревню
Тенчет (Шаманово), что стояла на Оне выше Фединой, и даже значительно раньше
Фединой, хотя бы потому, что Тенчетская деревня есть в 4-й Ревизии 1782 года,
а Фединой там нет.
Опять обращусь к документу об образовании Почетской деревни. Там отсутствует название деревни,
которой ведь ещё только предстоит возникнуть в будущем! Названия нет, да и не могло быть, но есть в документе подробное описание местности. Есть название реки Она и её ближайших
притоков и другие знаковые природные приметы на месте предполагаемой новой деревни.
По этим данным и приметам можно установить, о какой именно деревне
идёт речь в Прошении.

«братья Фёдор и Нефед».
В представленной родословной есть только один Нефед – Рукосуев Нефед Иванович 1781 г.р.
Но у этого Нефеда не было брата Фёдора, несмотря на то, что в роду Рукосуевых
в описываемый период 1646-1782 гг. было восемь человек по имени Фёдор.

Кто из этих Фёдоров мог быть основателем Фединой, мы ещё поговорим. А вот имя второго
брата (не факт ещё, что основатели были братьями!) очень даже возможно прочли неверно.
Некоторые читатели наверно удивятся, «как же можно прочитать неверно короткое имя,
да и другие слова?». Объясню. Неподготовленному человеку при чтении архивных документов
XVIII века, а XVII века и подавно с первого взгляда русская скоропись покажется ужаснее
китайских иероглифов, да и почерк иного писца мягко говоря оставлял желать лучшего.
Требуется длительная практика, чтобы более-менее внятно читать архивные документы.
И при всём этом, ошибки в прочтении отдельных слов встречается даже у опытных
архивистов и историков.
Очевидно, что документ, взятый как основа для заметки для газеты «Правда» был искажён.
Буквальная цитата из архивного документа, написанного замысловатым канцелярским
языком 18 века, вряд ли украсила бы статью в главной советской газете.
Что в этой газетной заметке не подлежит сомнению, так это имя Фёдор,
сохранившееся в названии заимки, да фамилия Рукосуев.

Фединцы верят этой газетной писательской выжимке из архивного документа.
Воля каждого верить в то, во что очень хочется верить. Вера чувство святое,
но для исследовательской работы чрезвычайно вредное!
Хочу только обратить внимание фединцев на несоответствие в надписи на
памятном знаке, между предполагаемым годом основания и административной
принадлежностью деревни Фединой.
В 1716 году, если допустить на мгновение, (но только на мгновение!) что дата верна,
не существовало ни Енисейской губернии, ни Пинчугской волости.
Енисейская губерния к сведению была образована только в 1822 году,
а Пинчугская волость появилась ещё позже – в 1849 году.

Вот так годами, десятилетиями и веками накапливаются ошибки даже в
письменных источниках и в памятных надписях, «отлитых в граните», что уж там говорить об устных преданиях и рассказах, сочинённых на
завалинках, записанных на коленке, с последующим оформлением
глянцевым книжным переплётом с автографами знаменитых профессоров.

Что самое поразительное, ошибки эти никто не торопится признавать и исправлять.
Впрочем, всё это в природе человеческой, и фактам в любые времена с трудом
приходилось преодолевать косность, упёртость и предвзятость апологетов уходящей эпохи.

 

Оставим газету «Правду» уже в покое.

Читатели, наверное, обратили внимание, что в предыдущих частях моего исследования
деревня Федина ни разу не упоминается за описываемый период 1646-1782 гг.
И соответственно должны возникнуть вопросы. Как же так? Почему?
Так она и не упоминается в архивных документах.
Её нет в 1-й Ревизии 1719 года, нет и в 4-й, 1782 года, где присутствуют
такие Онские деревни как Тенчет, Хандала, Соколова, Покатея, Лапина, Шелаева (Аникина).

Это и меня несказанно удивляло. Сейчас я приведу ещё более удивительный,
да просто невероятный факт.
Деревни Фединой нет ни в 7-й 1816 года, ни в 9-й Ревизии 1850 года, нет её и
в 10-й Ревизии 1857 года! Ну как же так? Деревня якобы основанная в 1716 году ни разу
не попала во все 10 проведенных Переписей? Будто её совсем не существовало в этот период.

Дальнейшие поиски в описи фонда 439 ГАКК дали и вовсе «зубодробительный» эффект!

Заголовок дела №92. 1871 год.
«Указы Енисейского губернского правления. Переписка Енисейской казенной палаты
с Пинчугским волостным правлением об ОБРАЗОВАНИИ по реке Оне деревни ФЕДИНОЙ…».

Это что же получается, «челобитная ясашных братьев» Рукосуевых достигла властных
кабинетов спустя 155 лет? Или она, эта «челобитная», не получила в своё время удовлетворения?
Или в той «челобитной» не о Фединой деревне речь шла, или не о том времени?
Вопросы, вопросы, вопросы…
Всё же деревня такая была. Фактически была. Формально её не было, и вплоть
до 1871 года в официальных документах она не упоминалась.
В связи с этим в одной книге есть строка:
«Деревню Федино старожилы называли «Федькиной заимкой»».
Это тот случай, когда со старожилами трудно не согласится.
Заимка! И в заимке этой к 1871 году насчитывалось уже 17 дворов*.

____________
*) Из этих 17-ти только один двор принадлежал Брюханову Ивану Васильевичу (остальные Рукосуевым).
Брюхановы, по крайней мере, уже в 1845 году жили в Фединой.
 

Но почему тогда жители этой заимки не попадали в Ревизии? Почему их не записывали?
Оказывается записывали! Но по месту формального жительства, как тогда было
принято писать «имярек приписан к такому-то сельскому обществу». Ну, например,
к Малеевскому сельскому обществу. Хотя получается это и не пример вовсе.
Фединские Рукосуевы были действительно приписаны к Малеевской деревне.
Именно в этой деревне Рукосуевы жили до основания Фединой заимки.
В 7, 9 и 10 Ревизиях в Малеевой они и записаны.
Это деревня Малеева стояла и стоит до сих пор на реке Чуне. О ней я ещё напишу ниже.

Далее мною были тщательно изучены записи Метрических книг и Исповедальных росписей
Устьянской Свято-Георгиевской и Чунской Петро-Павловской церквей за период 1780-1826 гг.,
после чего удалось установить следующее.
1. В Метрических церковных книгах самое раннее упоминание Фединой обнаружилось в
МК Устьянской церкви за 1819 год. ГАКК Ф.819 Оп.1 Д.125Г л.144. Запись №7.
«Венчаны 13 апреля Устьянского села крестьянин Иван Григорьев Суров
и деревни Фединой крестьянина Данила Рукосуева
с дочерью девкой Евдокией первым браком».

Деревня?! Так всё-таки получается Федина это деревня, а не заимка?
В метрических книгах записи делали со слов участников венчания, крещения.
Спросили невесту, откуда она родом, ответила – из деревни Фединой.
Так и записали. Священнику не было возможности, да и необходимости
проверять - эта Федина, что за горами, за долами, в глуши таёжной,
деревня ли? заимка ли? или мегаполис.
Тем более, что
2. В Исповедальных росписях в это же время ни деревня, ни даже заимка Федина не упоминается ни в каком виде.
3. Но и факт неоспорим, скажем так, населённое место Федино существовало по крайней мере уже в 1819 году.
4. Все фединские жители и в Ревизиях, и в Исповедальных росписях записывались, как жители деревни Малеевой,
ввиду того, что Фединская заимка ещё не имела статуса деревни.
5. «Федькина» заимка была поставлена Рукосуевыми, жителями деревни Малеевой!
6. Среди жителей Малеевой согласно 4-й Ревизии был Рукосуев Фёдор Семёнович 1731 года рождения.
Это внук Дмитрия Моисеевича, самого младшего из четырех братьев Рукосуевых.
Именно он, Рукосуев Фёдор Семёнович, по моему мнению, и был основателем
Фединской заимки на Оне, так как все его потомки по факту жили в известной нам деревне Фединой вплоть до её исчезновения в XX веке. Только вот, брата
Нефеда у него не было, и основать Фединскую заимку в 1716 году Фёдор Семёнович
не мог физически. А вот, к примеру, в 1776 году мог запросто.

Итак, подытожу свои версии, поскольку подтверждающих документов пока нет.
1. Основатель Фединской заимки – Рукосуев Фёдор Семёнович, род. в 1731 г.
2. Ориентировочный год основания Фединой заимки – 1776-й.
Это было время, 60-е-70-е гг. XVIII века, когда шло массовое переселение крестьян
из северных частей Енисейского уезда в южные районы с образованием новых деревень.

В заключение кратко о Малеевой деревне.
Самое раннее упоминание Малеевой деревни на Чуне есть у Миллера Г.Ф. в его
«Описании Енисейского узда…» 1735 года. Полный текст можно найти в Интернете.
Правда, у Миллера она записана - «Масеева», что, безусловно, ошибка. По описанию
у Миллера расположение этой «Масеевой» деревни совершенно точно совпадает с местом,
где и поныне стоит д. Малеева. Напомню, что Миллер писал свои работы на немецком языке,
а ошибку допустили, по все видимости, переводчики. В тексте описания Енисейского уезда
встречается ещё несколько ошибочных названий деревень. Переводчик, слабо разбирался
в топонимике нашего региона, и потому наделал ошибок.
Например: деревня Сметанина ошибочно записана Сметалиной, непонятная д. Бусукакова
оказывается по факту деревня Бузыканова на реке Мура (кстати, эта деревня имела и
второе название – Рукосуевка), вместо деревни Хандальской написано Гандальская
(в этом случае уже точно ошибка переводчика, так как принято транслителировать
немецкую «h» в русскую «г», а не «х»), Машукову деревню на Тасееве реке исказили в Мажукову.
Это только то, что мне сразу бросилось в глаза. Наверное, при тщательном разборе
всего перевода рукописи Миллера ещё можно найти подобные ошибки. Но нам это ни к чему.

Получается, согласно Миллеру Г.Ф., деревня Малеева была единственная по нижнему
течению Чуны на 1735 год. Мне неизвестно Рукосуевы ли основали эту деревню, или некто
по фамилии Малеев, а такая фамилия встречается в архивных документах, но точно известно,
что на 1782 год в Малеевой проживали одни Рукосуевы.
Удалось установить, из какого колена чадобских Рукосуевых были малеевские Рукосуевы -
из колена Дмитрия Моисеевича, младшего из четырех братьев Рукосуевых.
Это были по всей вероятности сыновья Дмитрия Моисеевича – Григорий, Семён и Гавриил.
И уже из Малеевой Рукосуевы стали расселятся по Чуне и Оне. Так именно малеевские
Рукосуевы зафиксированы в последующие периоды в Ярковской деревне (Чунояр), Тенчете,
Балтуриной, Фединой, Хае и…– «далее везде!».


ФЕДИНСКАЯ ветвь РУКОСУЕВЫХ. 1646-1874 гг.

Примечание: даты в формате (ДД.ММ.ГГГГ) взяты из Метрических книг и максимально достоверные.
Даты в формате (ГГГГ) часто разнятся в различных документах и порой довольно значительно,
в этих случаях за основу брались из более ранних источников.
Даты в формате (~ГГГГ) вычислены и документального подтверждения не имеют.
 
№ п.п.Имя Отчество (даты жизни)№ отца жена/муж
1Рукосуев Архип Фёдоров
2Моисей Архипов (?-1665)1
3Дмитрий Моисеев (1657-?)2
4Семён Дмитриев (1701-1778)3Смолина Матрена Тимофеева (1712-1774) из Иркинеевой деревни
5-е поколение
5 Фёдор Семёнов (1731-ум.между 1782-1789) 4 Рожкова Евдокия Филиппова (1742), родом из Кашиношиверской вотчины
6 Иван Семёнов (1735-1766) 4 Брюханова Пелагея Тимофеева (1732-1777) из Карабулы
6-е поколение
7 Потап Фёдоров (1768) 5 1-я жена Анна Константинова (1768);
2-я жена Мария Ильина (1781)
8 Перфил Фёдоров (1769) 5 Фекла Никитина (1775)
9 Вавил Фёдоров (1775) 5 Феодора Сидорова (1776)
10 Николай Фёдоров (1778-1850) 5 1-я жена Прасковья Григорьева (1779); 2-я жена Анисья Ильина (1793)
11 Даниил Иванов (~1767-20.08.1855) 6 Ксения Николаева (1774)
7-е поколение
- Спиридон Потапов (12.12.1791)7 Ксения Алексеева (1791)
- Лука Потапов (1795)7
12 Василий Потапов (27.02.1803-05.08.1850)7 Улита Акинфова (1807)
13 Митрофан Потапов (1805)7 2-я жена Надежда Терентьева (1820)
14 Назар Потапов (1814) 7 Пелагея Николаева (1824)
15 Савелий Перфильев (1813) 8Христина Панфилова (1812)
16 Дмитрий Вавилов (1797) 9 Ефимия Андреева (1798-15.11.1864)
17 Семён Вавилов (1817) 9 1-я жена Анна Николаева (1818-18.03.1871);
2-я жена Марианна (1836)
18 Георгий Вавилов (1820-22.03.1897) 9 Феодора Ильина (1820-28.04.1896)
19 Афанасий Вавилов (1822) 9 Екатерина Данилова (1820)
20 Иван Николаев (1815) 10 1-я жена Дарья Игнатьева (1814-06.01.1849);
2-я жена Каверзина Акулина Евстигнеева (1828) из д. Трёминой
21 Максим Николаев (1817) 10 Лукерья Спиридонова (1819)
22 Артём Николаев (1820-18.11.1869)10 Матрёна Иванова (?-1850) или Семёнова, (разночтение в док.);
2-я жена Надежда Климентьева (1827)
23 Федот Николаев (1828) 10 Мариамна Спиридонова (1827), венчаны 07.01.1848
Гликерия Данилова (1800) 11
Евдокия Данилова (1802) 11 13.04.1819 венчана с Суровым Иваном Григорьевым, Устьянское село
Наталья Данилова (1803) 11 11.02.1826 венчана с Хетчиковым Василием Алексеевым, Огурчикова д.
24 Яков Данилов (1805) 11 Елена Иванова (1802)
25 Ананий Данилов (1812-14.11.1850), или Мануил (разночтение в док.)11 1-я жена Агриппина Мартынова (1810-21.09.1847);
2-я жена Бурмакина Ульяна Петрова (1820), или Семёнова (разночтение в док. по отчеству), из Шиткиной д.
8-е поколение
26 Игнат Васильев (1838) 12 Мутовина Агапия Михайлова (1839) из д. Лапиной. Венчаны 28.01.1857.
27 Потап Васильев (1842) 12 Татьяна Ермилова (1844)
28 Павлин Васильев (20.04.1847) 12 Рукосуева Любовь Федотова (1847-02.01.1889) из Малеевой д. Венчаны 31.01.1868.
29 Семён Васильев (26.01.1849) 12 1-я жена Агриппина Васильева; 2-я жена, вдова Рукосуева Анастасия Трофимова (1867)
Евдокия Митрофанова (1835) 13
30 Перфил Митрофанов (1837) 13 Екатерина (1844)
Мариамна Митрофанова (1838) 13
31 Пётр Митрофанов (1842) 13 Рукосуева Домника Захарова (1846) из Малеевой деревни. Венчаны 26.01.1866.
Татьяна Митрофанова (1843) 13
32 Василий Митрофанов (21.02.1857) 13 Евдокия Тимофеева
Анна Назарова (01.02.1845) 14 04.02.1870 венчана с Кулаковым Евстафием Кондратьевым, Почетская деревня
33 Пуд Савельев (1838) 15жена Дарья Никитина
34 Мамонт Савельев (27.08.1846) 15 Соломия (1847)
35 Севастьян Савельев (20.12.1847) 15 Рукосуева Матрёна Ксенофонтова (1848) из д. Малеевой. Венчаны 18.01.1867.
36 Яков Савельев (30.06.1852) 15 Мария (1849)
37Павел Дмитриев (1824) 16 Рукосуева Соломония Иванова (1828) из деревни Хая, венчаны 15.04.1846.
38 Аггей Семёнов(1844) 17 Анна (1842)
39 Христофор Георгиев (02.05.1848) 18 Рукосуева Лариса Тимофеева (1848), или Раиса (разночтение в док.), Малеева д. Венчаны 13.04.1866.
40 Иосиф Георгиев* (02.09.1852) 18 1-я жена Рукосуева Синклитикия Захарова (1847-07.08.1885) д. Хая, венчаны 10.01.1870;
2-я жена Рукосуева Ефросинья Федотова (1864, падчерица Рукосуева Павлина Васильева, Федина д.), венчаны 08.01.1886;
3-я жена Колпакова Екатерина Анисимова (1856, Брюханова в дев., Апанская д.), венчаны 30.01.1902.
Татьяна Георгиева (05.01.1861) 18
41 Михаил Георгиев (08.11.1856-15.06.1861) 18
*) Иосиф Георгиевич с семьей и родителями к 1890 году переселился в Абан, к началу 20 века в д. Мангарек и ещё позже в Нижнетанайскую деревню, Рождественской волости.
Васса Афанасьева (14.08.1853) 19
Афанасия Иванова (07.10.1857) 20
42 Никодим Иванов (1859) 20
Евдокия Иванова (1864) 20
Анисья Иванова (23.12.1864) 20
Анна Иванова (02.11.1870) 20
43 Виктор Максимов (04.11.1853) 21 Евгения Семёнова (17.12.1846);
2-я жена Агафья Семёнова (1869, село Петропавловское), венчаны 11.01.1889
44 Андрей Максимов (30.11.1858) 21
Мария Максимова (25.03.1869)21
45 Аввакум Артемьев (1844) 22 Дарья Васильева (1849)
46 Трифон* Артемьев (26.01.1849) 22 Мария (1849); 2-я жена Акулина Ермилова
Ольга Артемьева (1853) 22
47 Фёдор Артемьев (10.02.1856) 22
48 Илья* Артемьев (1862) 22Татьяна Георгиева
Васса Артемьева (30.08.1865)22
*) В конце XIX века братья переселились на переселенческий участок Мангарек, Устьянской волости
49 Иван Федотов (26.05.1857) 23
50 Тимофей Яковлев (1827) 24 Безруких Марфа Васильева (1824) из Пинчуги, венчаны 15.04.1846.
51 Денис Яковлев (1835-20.01.1916)24 Смолина Мавра Георгиева (1833) из деревни Соколовой. Венчаны 23.01.1855.
52 Гордей Мануилов (1833-23.10.1851) 25
53 Ермил* Мануилов (1834-20.11.1914) 25 Татьяна Кондратьева (1832)
54 Ефим Мануилов (1838) 25 Кулакова Ксения Ефремова (1835) из д. Бузыкановой. Венчаны 23.01.1857.
55 Урван Мануилов (15.08.1845-19.04.1869) 25
56 Яков Мануилов (02.10.1846) 25
*) Ермил заключительную часть свой жизни прожил в Плахино, где и был упокоен
9-е поколение
Иван Игнатьев (25.03.1858) 26 Анна Гурьева
Вера Игнатьев (1864) 26
Дмитрий Игнатьев (15.04.1869) 26
Григорий Потапов (02.01.1865) 27
Константин Потапов (1866)27
Ермолай Потапов (19.07.1868) 27
Феодосия Потапова (1871) 27
Ефросинья Федотова (1864),
падчерица Рукосуева Павлина Васильева;
в некоторых документах писалась по отчиму - Павлинова[28]
08.01.1886 повенчана с Рукосуевым Иосифом Георгиевым, Федина д.
Лука Павлинов (31.01.1869) 28 Пелагея Романова
Михаил Павлинов (01.11.1871) 28 Мария Иосифова
Иван Павлинов (1873) 28
Григорий Павлинов (1873) 28 Смолина Минадора Иванова (1878, Кондратьева д.), венчаны 07.01.1898
Анна Павлинова (1873) 28 19.01.1901 повенчана в Шелаевской Николаевской церкви с Рукосуевым Андреем Захаровым из Покатеево
Феодора Перфильева (04.09.1869) 30
Иван Перфильев (02.02.1871) 30 Анна Михайлова
Дмитрий Перфильев (1874) 30
Афанасия Петрова (02.10.1870) 31
Мария Петрова (1872) 31
Филипп Пудов (07.01.1861) 33
Василий Мамонтов (1858) 34
Наталья Севастьянова (19.08.1868) 35
Анна Севастьянова (21.02.1871) 35
Анна Севастьянова (1873) 35
Степанида Павлова (04.11.1848) 37
Флегонт Павлов (14.04.1851) 37
Мирон Павлов (10.08.1853) 37 Марфа Степанова
Пётр Павлов (1855-03.01.1899) 37 Рукосуева Феврония Павлова (1865, Малеева д.), венчаны 11.01.1889
Иван Павлов (1862-(между 1889-1895)) 37 Анастасия Трофимова, будучи вдовой 2-й раз вышла замуж 07.01.1896 за Рукосуева Семёна Васильева [29]
Степанида Агеева (18.11.1864) 38
Варвара Христофорова (1874) 39
Филипп Иосифов (1880) 40 Рукосуева Анисья (1881), д. Хая.
Соломония Иосифова (1888) 40
Агафья Иосифова (06.04.1890) 40
Мария Иосифова (1891) 40
Гордей Викторов (1878)43 Рукосуева Елена Афанасьева (1874, Ярковская д.), венчаны 08.01.1897
Сильвестр Андреев (01.01.1886) 44 Мутовина Мария Семенова, д. Почетская, венчаны 08.01.1910
Семён Аввакумов (1871) 45 Татьяна Семёнова
Дарья Аввакумова (1874) 45
Татьяна Аввакумова (1881-12.03.1953) 45 с 04.05.1916 в браке с Туровым Иванов Захаровым, Абан.
Екатерина Трифонова (1874) 46 венчалась 27.01.1895 с Туровым Прокопом Давыдовым, Абан.
Филипп Трифонов (1877) 46 Машукова Ирина Никифорова (1879) из д. Курай, венчались 31.01.1897.
Илья Трифонов* (1880-18.11.1912) 46 Машурцова Татьяна Владимирова (1882), п/у Мангарек
Голиндуха Трифонова (08.07.1889) 46
Ксения Трифонова (21.01.1901) 46
*) место проживания с 1898 года – деревня Мангарек, Устьянской волости
Филипп Ильин (1889) 48
Анастасия Ильина (1890) 48
Устинья Ильина (1892) 48
Василий Ильин (1895) 48
Ефим Ильин (1901) 48
Евдокия Ильина (1902) (02.01.1861) 48
Татьяна Тимофеева (05.01.1850) 50
Евдокия Тимофеева (21.02.1858) 50
Филипп Тимофеев (02.01.1861) 50
Даниил Денисов (05.12.1855) 51
Николай Денисов (01.12.1856) 51 Рукосуева Мария Савельева (1854-17.02.1885), Федина д.;
2-я жена Анастасия Максимова
Анна Денисова (20.11.1858) 51
Агафья Денисова (20.06.1861) 51
Елизавета Денисова (30.08.1868) 51
Елена Денисова (30.04.1870) 51
Афанасия Ермилова (03.09.1852) 53
Екатерина Ермилова (1855) 53
Филипп Ермилов (04.01.1861) 53
Георгий Ефимов (28.03.1858) 54



Для вопросов, возражений, предложений, пожеланий эл.адрес troshchenko2009@yandex.ru

ИСТОЧНИКИ:

РГАДА: фонды 199, 214, 350.
ГАКК: фонды 160, 439, 770, 819, 909, Р-2453.

Литература:

Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири, Иркутск, 2008.
Копылов А.Н. Русские на Енисее. Новосибирск, 1965.
Миллер Г.Ф. Описание Енисейского уезда на 1735 г.
Перевозчиков М., Щипко Л. «Бирюса – река сибирская», газета «Правда» от 31.10.1966 г. №304, стр.6.

БЛАГОДАРНОСТЬ

за предоставленные архивные документы и всевозможное содействие:
Городиловой Л.М., доктору филологических наук, Хабаровск;
Родичеву С.Н., Москва;
Т. Олегу, Москва;
Евстифееву В.П., Кодинск.

Другие Авторские краеведческие работы:
Князь Волконский Александр Сергеевич
Абанский район
Абан. Туровы. Новый взгляд
Абан. Туровы. Дополнение
Устьянск
Устьянск. По страницам Ревизских сказок
Долгий Мост. Начало
Долгий Мост. 1903-1916
Хетчиковы из Огурчиковой
Ношино. О первых жителях
Хандала на Оне
Забытые солдаты
Загадка архивного манускрипта

А также Авторская роспись 4-й Ревизии 1782 года по населённым местам:
Тасеевского острога
Богучанского присуда
Спасского Усолья
Троицкого Усолья

 

Все права защищены.
©Трощенко Н.Е., Абан, 2022.
В соответствие с Законом о защите интеллектуальной собственности (ГК, Статья 1250 Защита интеллектуальных прав),
при использовании в публичной сфере данных настоящего очерка, указание автора и ссылка на сайт обязательны.